Избранное
Корзина
Травертин как символ архитектурной традиции Древнего Рима
Травертин как символ архитектурной традиции Древнего Рима
Традиции использования
Камнеобработка
20.06.2018

Использование травертина в Древнем Риме

В последнее время стало очень модным оформление дома или квартиры в стиле, характерном для какой-то конкретной эпохи или страны. Конечно же, для воплощения подобного замысла в жизнь вам потребуется особые материалы, многие из которых можно найти на нашем сайте в разделе Новинки. Особым успехом сегодня пользуется Италия и ее многовековые традиции. И, если говорить о строительных материалах, то ничто не передаст атмосферу этой страны лучше, чем травертин. Именно об этом камне, а также о традициях его использования и пойдет речь в данной статье.

Основные характеристики

Само название травертин происходит от латинского словосочетания lapis tiburtinus, что можно перевести, как тибурский камень. С геологической же точки зрения это известковый туф, основу которого составляет карбонат кальция. Порода характеризуется довольно большой пористостью и незначительной твердостью, а значит, легко добывается и обрабатывается. Внешне травертин очень похож на обычный известняк. Но если последний довольно плотный, то описываемая порода имеет ноздреватое строение.

Что касается цветовой гаммы, от она довольно обширна. Но в любом случае это будут светлые оттенки. Если в породе содержится большое количество солей железа, то в процессе эксплуатации она может несколько темнеть. В частности, изделия из белого травертина со временем приобретают желтоватый или кремовый оттенок. Известны также месторождения данного камня, богатого теми или иными пигментами. В этом случае порода может иметь довольно интенсивный цвет, вплоть до красного.

Традиции использования

Как уже было отмечено выше, травертин считается настоящим символом архитектуры Древнего Рима, а после Италии. Объясняется это довольно просто – на территории Апеннинского полуострова находится одно из крупнейших месторождений данной породы. Причем обнаружить его удалось еще в первом веке до нашей эры.

Изначально из травертина строили только фундаменты или опорные конструкции. Считалось, что внешний вид данного камня не походит для изысканной архитектуры столицы крупнейшего на то время государства.

Однако уже спустя 200-300 лет ситуация изменилась, и породу стали активно использовать в качестве самостоятельного строительного материала, причем как для частных, так и хозяйственных зданий. Такая популярность объяснялась в первую очередь легкостью обработки. Не затрачивая слишком много усилий, мастер мог придать глыбе любую форму.

Плюс к этому, травертин отличался повышенной стойкостью перед многими погодными явлениями, такими как ветер и дождь. Но самое главное, он очень плохо горит. А пожары в то время были одной из главных бед римлян, причем вне зависимости от их материального положения и благосостояния.

Со временем травертин стал чуть ли не единственным строительным материалом в городе. Из него возводились бани, мосты, акведуки, ворота и так далее. Но даже при всей своей распространенности указанная порода считалась весьма престижной и активно использовалась на императорских стройках. Наиболее ярким и характерным примером можно назвать театр Марчелло, вместимостью 15 000 человек, строить который начал Цезарь, а закончил его приемник – Август. Вместе с тем, в соседней Древней Греции травертин был совершенно невостребован. Из-за своей пористой структуры он был абсолютно непригодным для создания изысканный статуй. Вот почему, описываемая порода очень быстро стала символом именно римского строительства.

Следует отметить, что физические свойства травертина во многом определили особенности и всей романской архитектуры в целом. Скульпторы не могли выточить столь же идеальные со всех сторон детали, как если бы они использовали, скажем, мрамор. Поэтому общему виду постройки уделялось гораздо больше внимания, чем отдельным мелким деталям. В итоге, изделия из травертина изначально имеют несколько незаконченный вид. Впрочем, многие ценители римской культуры находят это обстоятельство весьма обаятельным и манящим.

Апогеем эпохи травертина стало строительство Колизея, величайшего строения, по мнению многих. Однако после этого очень быстро в моду вошли пышные формы с обилием декоративных элементов. Естественно, что рыхлый и хрупкий травертин для таких целей не годился. Порода перестала считаться престижной, но горожане по-прежнему ценили ее практичность. Они буквально растаскивали старые античные здания по камушкам, используя награбленный материал в личных целях.

В начале пятнадцатого века римское правительство, не без внушения духовенства, решило возрождать былую мощь Империи. И начали они с возведения по всей стране копий архитектурных памятников старины. Естественно, делались они из травертина. Но добываться материал стали не в местах естественно залегания, а по уже проверенной схеме, в старых зданиях. Подсчитано, что в одном 1452 году из Колизея вывезли более двух с половиной тысяч тележек с указанным материалом.

Поскольку город в то время строился исключительно из ворованного камня, все здания в нем имели одинаковый бежевый оттенок. Среди наиболее известных архитектурных памятников того времени можно выделить церкви Сан Марко и Санта Мария дель Пополо, а также фасад Сан Пьетро. А в 1475 году Папа Сикст IV распорядился отделать травертином первый построенный в городе мост.

Следующий всплеск популярность травертина приходится на эпоху Возрождения. Но в это время было решено вновь запустить старое месторождение близ города Тиволи. Ранее оно было закрыто по причине дороговизны обслуживания. Кроме того, власти считали, что гораздо проще и дешевле получить строительный материал путем разрушения старых зданий. Со временем были разведаны и новые месторождения породы, в частности, Caprine и Fosse. Причем травертин из этих мест был несравнимо лучшего качества.

Вместе с тем, использование указанной породы обходилось государству недешево. В итоге было принято решение дополнять травертин штукатуркой и другими строительными смесями. Оригинальный камень использовался в основном для отделки, причем только на самых заметных местах.

К наиболее именитым памятникам архитектуры того времени можно отнести базилику Сан Пьетро, которая до сих пор является самой большой христианской церковью, а также Пьяцца дель Пополо и фонтаны Треви.

В восемнадцатом веке, когда в моду вола неоклассика, травертин буквально впал в опалу. Его использование считалось чуть ли не дурным вкусом. К примеру, великий Стендаль считал, что Рим мог бы быть намного привлекательнее и величественнее, если бы его построили из мрамора, а не из «убогого камня с дырками».

Впрочем, мода известна своей изменчивостью. И уже в 1870 году, когда Рим вновь приобрел статус столицы, архитекторы с необыкновенным рвением стали использовать в своих работах классические материала, включая, конечно же, и травертин. Наиболее удачными и заметными результатами можно назвать экседру на площади республики и Дворец правосудия.

Современное состояние

Сегодня травертин пользуется необычайно высоким спросом, причем не только в Италии, но и по всему миру. Причем применяется он не только для строительства, как для внутренней отделки. Благодаря своему вешнему виду и физическим характеристикам, данным материал одинаково хорошо подходит для облицовки пола в гостиной, кухне и даже ванной комнате.

Современные строительные технологии, о многих из которых можно прочитать на нашем сайте в разделе Статьи, позволили сделать травертин более крепким и долговечным, не лишив его характерного внешнего вида. К примеру, перед укладкой ячейки плиты заполняются специальным раствором. Для создания более презентабельного эффекта материал дополнительно полируется. Но если вы цените травертин за его аутентичность и индивидуальность, то делать этого, естественно, не нужно. Также весьма популярным считается сочетание камня разный цветов, к примеру, красного и бежевого.

Весьма распространено сегодня и использование искусственного травертина. Данный материал изготавливается из цемента и добавлением нужных пигментов. Поэтому он ничем не отличается от оригинала по внешнему виду, но в большей степени устойчив перед разного рода атмосферными явлениями.