Делая ремонт, человек всегда хочет выбрать наиболее качественный материал. И если о том, как подобрать надежный, выполненный по правильной технологии камень, написано много, то о совместимости с другими элементами интерьера говорят мало. А ведь никто не хочет потратить деньги на материал, который не будет смотреться в интерьере помещения.
Ничего удивительного в желании использовать именно камень нет: это красивый и эффектный материал, существующий в очень большом ассортименте. И натуральный, и искусственный, он может употребляться как для отделки стен, так и для создания мелких декоративных элементов. Но, используя камень, важно правильно выбрать подходящий, чтобы не получить вместо красивого дизайна китч.
Главное правило – совмещать похожие элементы. Камень хорошо смотрится в сочетании с плиткой, штукатуркой и керамикой. Это броский, яркий материал, поэтому обои рядом с ним нужно использовать однотонные, иначе есть риск получить аляповатую перегруженную обстановку. Идеальная разница в цвете между камнем и обоями вокруг него – 2 тона. Дерево рядом с камнем тоже смотрится хорошо, но здесь нужно проявить чувство меры и выбрать правильную фактуру. Например, рядом с темными массивными каменными элементами светлое и легкое дерево будет выглядеть неестественно.
Помещенный в нижней части стены камень визуально увеличит пространство, а облицовка из него во всю стену, наоборот, уменьшит, поэтому не рекомендуется активно использовать ее в небольших узких помещениях вроде коридора. Лучше всего для применения камня подойдут хорошо освещенные комнаты. Если же придется использовать его в полутемных помещениях, следует выбирать светлую и изящную декоративную кладку камня с пористой структурой, чтобы избежать эффекта подземелья. Часто каменную облицовку используют на акцентной стене или для разделения помещения на зоны.
Важно грамотно применять цвета: холодные оттенки придадут прохлады всему помещению, теплый же камень сделает комнату уютнее. Сочетать их в пределах одного помещения не рекомендуется, равно как и использовать разные породы камня. С этим сложным материалом не стоит экспериментировать в цветах. Лучше всего придерживаться классических цветовых гамм, иначе есть риск подобрать плохо сочетающиеся варианты. А если вы не чувствуете в себе уверенности, можно использовать универсальные цвета. Это, кроме серого и белого, также коричневый и бежевый. Помните, что стены должны сочетаться по цвету с потолком, а пол – с горизонтальными поверхностями.
Драгоценные, полудрагоценные и отделочные камни, используемые в украшении интерьера, любимы нами не только за красивую окраску, но и за оптические эффекты, проявляющиеся особенно ярко при обработке. Но мало кто знает, как называется игра света на том или ином минерале, а у разных явлений множество наименований. Попробуем исправить эту ошибку.
Самое известное явление, принесшее славу бриллианту, называется дисперсией. Луч света, проходя сквозь камень, разлагается на цветные составляющие, из-за чего камень начинает переливаться всеми цветами радуги. Кроме алмаза, очень ярко дисперсируют титанит и натуральный циркон.
Не стоит путать с дисперсией иризацию. Это эффект, проявляющийся во множестве минералов, в каждом из них – со своими особенностями (иногда им даже дают отдельные имена: лабрадоризация, адуляресценция, жизораль). При этом явлении камень как бы светится изнутри разными цветами, особенно это заметно при ровном срезе или полировке. Частный случай иризации – всем известная опалесценция. Опалы знамениты своим красивым внутренним сиянием.
Эффект с красивым названием астеризм, или звездчатость, – это проявление на полированном камне звезды, получающейся из падающего на камень света. В зависимости от минерала она может обладать разным количеством лучей и различной формой.
Похожим образом выглядит эффект кошачьего глаза, только на камне проявляется не звезда, а полоска. Возникает она как бы изнутри, перемещаясь по камню при его движении. Обычно эффект кошачьего глаза виден в бериллах.
Интересен александритовый эффект. При этом явлении цвет камня различается при дневном и искусственном свете. Например, днем камень смотрится синим, а под лампами – фиолетовым. Под искусственным обычно понимается желтый свет, под лампой дневного света такого не увидишь.
Еще более необычное явление называется тенебресценцией, или фотохромизмом. Если при александритовом эффекте камень выглядит иначе из-за цвета освещения, то здесь само вещество постепенно меняет цвет под воздействием ультрафиолета. Процесс это обратимый: в темноте минерал быстро вернется к своему исходному цвету. Основные примеры таких камней – гакманит и тугтупит.
А некоторые минералы могут светиться в темноте. Это называется люминесценцией. Частный случай – фосфоресценция: камни накапливают свет внутри себя и потом отдают его, оказавшись во тьме. Это очень красиво и эффектно. Встречается также термолюминесценция (свечение при нагревании) и триболюминесценция (свечение при расколе или царапине).
Полиэфирный искусственный камень обладает меньшей популярностью, чем акриловый, хоть он тоже с успехом используется для изготовления подоконников, лестниц, скамеек и множества других изделий. Этот материал характеризуется доступной стоимостью, но, в отличие от своего собрата, имеет специфический запах. Он ощутим только в процессе работы с данным искусственным камнем и быстро улетучивается при эксплуатации изделия. Тем не менее именно этот фактор часто становится причиной отказа от использования полиэфирного материала.
Данный материал является экологически безопасным, а также хорошо переносит воздействие высоких температур, что позволяет использовать его для изготовления столешниц. Полиэфирный камень устойчив к возникновению сколов, царапин, потертостей, а в случае возникновения дефектов они легко исправляются при помощи полировки. Он не портится под воздействием влаги, а значит, подходит для использования в помещениях с повышенной влажностью и на участке. Материал имеет большой выбор цветовых решений – при необходимости можно подобрать цветовую гамму под любой интерьер.
Состав полиэфирного камня практически идентичен составу акрилового. Отличие состоит лишь в том, что его основа – полиэфирная смола – не обогащена акрилатами. В его состав, помимо смолы, входят:
Из-за отсутствия в составе акрилатов полиэфирный камень сгибается хуже, чем акриловый. Из-за этой особенности из него сложнее изготовить изделие гнутой и нестандартной формы. Данный нюанс важен только при работе с материалом – на условия использования изделия конечным потребителем он никак не влияет и по своим характеристикам ни в чем не уступает акриловому.
Полиэфирный камень – это материал, имеющий твердую поверхность и не впитывающий ни запахи, ни влагу. В процессе ежедневной уборки достаточно протирать изделия мыльным раствором или любыми неабразивными чистящими средствами. Не стоит использовать агрессивные химические составы, содержащие ацетон, хлорный метилен или кислота. Соблюдение этих несложных требований поможет на долгие годы сохранить первозданный вид изделий из полиэфирного камня.